Воскресенье, 19.05.2024, 02:13
Стратегия гендерного равенства в Алматы
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Выступления [4]
Семинар/тренинг [4]
Актуальная информация [1]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 9
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Выступления

«СТРАТЕГИЯ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН НА 2006-2016 ГОДЫ»: РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
10.07.2012, 12:38
     В целях реализации принципов гендерного равенства во всех сферах жизни общества  в нашей стране утверждена «Стратегия гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 годы».
     Рассматривая различные аспекты реализации Стратегии гендерного равенства необходимо отметить, что в мировой практике широко используется понятие гендерное измерение суть которого - учет интересов обоих социально-половых групп общества.
     Стремление к гендерному равенству основывается на том, чтобы интересы и опыт женщин, равно как и мужчин, стали неотъемлемым критерием развития различных сфер жизни современного общества.
    
О сущности понятия «ГЕНДЕР»
     Термины «гендер» и «женский вопрос» часто не дифференцируют и (или) используют как синонимы. В данной лекции взято за основу следующее определение термина «гендер»: термином «гендер» обозначаются специфические роли, отношения, личностные черты, установки, стиль поведения и жизненные ценности, которые общество приписывает мужчинам и женщинам. Следовательно «гендер» обозначает искусственно установленные различия между мужчинами и женщинами в отличие от термина «пол», который обозначает биологические различия между индивидами мужского и женского пола. Гендерные роли отличаются значительным разнообразием как в разных культурах, так и внутри одной культуры и могут изменяться с течением времени. Гендер обозначает не просто мужчин и женщин, но и отношения между ними.
     Гендер (gender), который часто называют социальным полом, в отличие от биологического пола (sех), рассматривается как одно из базовых измерений социальной структуры общества наряду с классовой принадлежностью, возрастом и другими характеристиками, организующими социальную систему. Гендер - это социальный статус, который определяет индивидуальные возможности образования, профессиональной деятельности, доступа к власти, сексуальности, семейной роли и репродуктивного поведения. Социальные статусы действуют в рамках культурного пространства данного сообщества. Это означает, что гендеру как статусу соответствует гендерная культура.

Несколько слов о методологии. Гендерный подход
     Гендерный подход (гендерное измерение) - объективный родовой признак политической культуры, свойственной активной представительной демократии, суть которого - учет интересов обоих социально-половых групп общества. Суть нового подхода состоит в том, что нужны специальные меры, чтобы достичь гендерного равенства. «Настоящая стратегия основывается на том, чтобы интересы и опыт женщин, равно как и мужчин, стали неотъемлемым критерием при разработке общей концепции, при осуществлении, мониторинге и оценке общих направлений деятельности и программ во всех политических, экономических и общественных сферах с тем, чтобы и женщины и мужчины могли получать равную выгоду, а неравенство не укоренялось бы навсегда» - сказано в Докладе Экономического и Социального Совета (1997 года). Его реализация обеспечивает равенство между мужчинами и женщинами - гражданами общества. Осознание того, что явления, происходящие в обществе, по-разному влияют на мужское и женское население, вызывая неодинаковые их реакции - и есть гендерный подход. От военной политики до развития космической и косметической промышленности - все касается и мужчин и женщин: речь идет о разном возможном воздействии на две социально-половые группы общества тех или иных решений в стране. Пекинская платформа действий четко зафиксировала понятие интеграция гендерного измерения (ИГИ) как цель практической политики, как необходимость разработки специальных стратегий. Четвертая Всемирная конференция по положению женщин (Пекин, 1995 г.) конституировала и кодифицировала ИГИ как гендерный подход, политику и процесс, которые должны проникнуть во все сферы общества, а не свестись к так называемому «женскому сектору». Гендерное равенство - основная цель интеграции гендерного измерения. Таким образом, в мире предприняты серьезные попытки теоретического обобщения мирового опыта по применению интеграции гендерного измерения (ИГИ).
     Изменения, происходящие в современном социуме, стимулировали пересмотр функционирующих на протяжении столетий представлений о политической культуре общества. Если традиционный гендерный порядок (патриархат) утверждает асимметричные культурные оценки и ожидания, адресуемые людям в зависимости от их пола, то в обществах современного типа происходит постепенное преодоление тендерной асимметрии. Инициаторами изменения социальных норм и правил выступают в первую очередь женщины. Их стремление участвовать в принятии политических решений вызвано необходимостью справедливого распределения ресурсов, обладания широкими возможностями социального действия и ответственностью. Таким образом, участие женщин в общественной жизни страны привносит новые ценности в политическую культуру общества и объективно выступает катализатором перемен.
     Вплоть до конца XX века проблема лидерства изучалась гендерно недифференцированно, поскольку лидерская роль считалась мужской. Сегодня формируется ролевая модель женщины-лидера, в рамках которой создается новое понимание стиля политического лидерства и политического общения. Женщины-политики формируют и демонстрируют новый стиль руководства, неиерархичный в отношении подчиненных и коллег, неагрессивный, нацеленный на сотрудничество с избирателями, на удовлетворение их повседневных нужд. При решении проблем женщины в большей степени, чем мужчины склонны к открытости, гибкости, к компромиссам и диалогу, что может быть обусловлено как психологическими особенностями, так и процессами социализации, но в любом случае эти поведенческие характеристики дают женщинам определенные преимущества.
     Осознание того, что явления, происходящие в обществе, по-разному влияют на мужское и женское население, вызывая неодинаковые их реакции - и есть гендерный подход.
     Международное законодательство  в сфере гендерного равенства  (важнейшие документы)
29.06.1951: Конвенция относительно равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности
28.06.1952: Конвенция об охране материнства
20.12.1952: Конвенция о политических правах женщин
20.02.1957: Конвенция о гражданстве замужней женщины
07.11.1967: Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин
14.12.1974: Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов
18.12.1979: Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
03.12.1982: Декларация об участии женщин в содействии международному миру и сотрудничеству
20.12.1993: Декларация об искоренении насилия в отношении женщин
11.09.1995: Пекинская декларация
06.10.1999: Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
     Критерии реализации стратегии гендерного равенства:
1.    Достижение гендерного равенства в  общественно-политической жизни
2.    Достижение гендерного равенства в экономике
3.    Гендерное образование.  Правовое и гендерное просвещение
4.    Укрепление репродуктивного здоровья мужчин и женщин
5.    Предотвращение насилия в обществе по признаку пола
6.    Достижение гендерного равенства в семье. Укрепление семьи и повышение роли воспитания в семье
7.    Развитие гендерночувствительного общественного сознания.
     Достижение каждого из перечисленных показателей процесс многовекторный.
     Одна из наиболее активно исследуемых тем – проблема политического лидерства женщин. Этот аспект гендерного равенства в настоящее время привлекает к себе внимание как  с практической, так и с научной точки зрения.
     Однако, в качестве примера, возможно остановиться и на таких аспектах поиска баланса в аспекте гендерного измерения:
1.    Лидерство женщин в различных социальных сферах (например, в науке);
2.    Формирование и поддержание статуса семьи и семейных ценностей, в условиях изменения статусно-ролевых отношений (в том числе и финансово-экономических). В этой сфере в поддержке и наличии целенаправленных мер мужчины нуждаются не менее женщин.
3.    Обеспечение социальной защиты женщин в сфере экономических и трудовых отношений
- и многое другое.
     Приведем простой пример: основные агенты социализации  - формирования личности и усвоения социальных норм – это семья  и сфера образования. Иными словами в семье это – мать (бабушка и др.), далее женщина-воспитатель, -учитель, -ученый-педагог.
     По итогам исследования проблем духовно-нравственного воспитания и ценностных ориентаций студенческой молодежи, проведенного в начале 2011 г. «Центром социологических исследований и социального инжиниринга» что, к примеру на вопрос «С кем из окружающих Вас в детстве людей связаны самые теплые воспоминания?»  - подавляющее большинство (66,9%) молодых людей отметили влияние матери и бабушки. Даже этот небольшой пример говорит о необходимости поиска баланса в сфере семейных ценностей и ролевых установок, реализуемого в том числе посредством укрепления института «отцовства» в современном казахстанском обществе.
     Проблема женщин ученых имеет несколько иные очертания.  – Известно, что доля женщин-ученых остается не просто достаточно большой на протяжении уже нескольких десятилетий, но и постоянно увеличивается. В тоже время с периода обретения Независимости в казахстанской науке начались процессы качественного изменения научных кадров, обусловленные как внешними обстоятельствами, так и развитием новых форм и механизмов в отечественной науке. В общесоциальном контексте вхождение женщин в науку рассматривается как активное вовлечение их в общественное производство в сфере высококвалифицированного труда.
     Следует также предположить, что, несмотря на то, что все больше женщин получают университетское образование, в том числе в естественных и технических науках, они по-прежнему уступают мужчинам на более высоких ступенях научной иерархии. Например, с момента учреждения Нобелевской премии в 1901 г. и до 2001 г. ее лауреатами стали десять женщин-ученых (всего за 100 лет Нобелевскую премию получили около 500 ученых из разных стран мира).
    Достижение целей Стратегии гендерного равенства таким образом предполагает равномерное воздействие на различные сферы жизни общества, тесно связанные детерминистскими зависимостями.

ЛИФАНОВА Т.Ю.

Кандидат философских наук,
КазНУ им. аль-Фараби
Категория: Выступления | Добавил: Bdinas
Просмотров: 3143 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Vfjjxw  
0
buy lipitor no prescription <a href="https://lipiws.top/">order atorvastatin online</a> order lipitor 80mg online cheap

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
  • ОО "ЕрАзамат"
  • ОО "Союз женщин интеллектуального труда"
  • Сайт казахстанской школы социально-отвественной журналистики
  • Миграция.kz
  • Copyright MyCorp © 2024Создать бесплатный сайт с uCoz